Зачем мобильные операторы просят подтвердить персональные данные?

С конца 2022 г. начала 2023 г. всё больше и больше российских абонентов получают от своих мобильных операторов запросы следующего характера: граждан просят подтвердить персональные данные. Разумеется, такие требования вызывают у пользователей мобильной связи вопросы и подозрения. В нашей статье мы объясним, законны ли подобные притязания и как на них вообще реагировать.

Просят подтвердить персональные данные

Почему операторы просят подтвердить персональные данные и законно ли это?

Во-первых, следует понимать, что просят подтвердить персональные данные, отправляя соответствующие сообщения или названивая абоненту, именно мобильные операторы (будь то “Билайн”, “МегаФон”, МТС, “Tele2” и т. п.).

Во-вторых, такие запросы происходят из положений закона №126-ФЗ “О связи”, согласно которому мобильные операторы обязаны требовать от абонентов предоставления актуальных паспортных сведений или их подтверждения. Иначе говоря, государство обязывает поставщиков связи запрашивать такую информацию, а также, в случае её непредоставления, блокировать пользователей.

Примечание 1. Закон от 07.07.2003 г. №126-ФЗ “О связи” смотрите на сайте президента России и на официальном интернет-портале правовой информации (переходите по указанным ссылкам для ознакомления с данным нормативно-правовым актом).

Граждане, не зная основ темы, конечно, удивляются, когда получают уведомления описанного содержания. Каждый человек в этом контексте задаёт себе вопрос: зачем вообще нужна такая проверка, если при заключении договора на оказание услуг оператор уже те самые данные взял и, наверное, сохранил в своей базе?

Ответ на “вопрошание” прост. Сами поставщики услуг связи говорят, что, по их же аналитическим выкладкам, сегодня в России около 20 000 000 активных абонентов, которые свои персональные данные не подтверждали. Интересно, что, как так вышло, сотовые компании объяснить не могут.

Разумеется, подобное положение дел – такое впечатляющее число – не могло не обратить на себя внимание Роскомнадзора. Данное ведомство активно проводит целыми сериями мероприятия по борьбе с телефонными мошенниками. В рамках деятельности ведомства лишь за 2022 г. было изъято 152 000+ “серых” SIM-карт, при выдаче которых было нарушено законодательство.

Примечание 2. Читайте на нашем сайте о том, как обезопасить себя при покупке SIM (переходите по ссылке).

Примечание 3. Деятельность профильных государственных институтов по противодействию телефонному мошенничеству воплощается в том числе в подключении всех операторов к системе “Антифрод” (переходите по ссылке и ознакомьтесь с сутью явления).

В дело вмешались официальные инстанции, а вместе с тем замаячили неприглядные рыночные перспективы.

Мобильные операторы изучили свои информационные базы и подсчитали: отключение сим-карт, по владельцам которых нет актуальных сведений, может вылиться в потери огромных сумм – до 7 000 000 000 руб. ежемесячно. Конечно, столь безрадужная перспектива не вдохновила. Компании начали лихорадочно “бомбить” предупреждениями едва не всех подряд своих абонентов.

Важно! Упомянутый закон №126-ФЗ гласит, что услуги связи можно предоставлять, лишь когда оператор получил данные абонента. При этом в статье 44 этого акта сказано о необходимости проверять достоверность персональных сведений граждан.

Итого: вся ситуация с подтверждением персональных данных возникла, потому что Роскомнадзор ведёт борьбу с телефонными мошенниками, а мобильные операторы не хотят отвечать перед государством за “серых” абонентов и попросту их отключают.

Роскомнадзор

Возможна ли блокировка SIM-карты при отказе от предоставления требуемых сведений?

Обратите внимание: блокировка SIM-карты абонента, если он не предоставил актуальные личные данные, возможна.

Как уже было сказано выше, закон “О связи” обязывает мобильных операторов блокировать номера с неактуальными или неподтверждёнными сведениями. Однако на деле такая санкция пока что применяется редко. Это и понятно: компании банально не хотят терять клиентов.

Что в силах поделать операторы, чтобы избежать нанесения чрезмерного ущерба себе, так это ограничить предоставляемые услуги. Например, можно оставить абоненту активной только опцию приёма входящих вызовов. Уже одна эта мера может сподвигнуть пользователя на выполнение своих обязательств и, в частности, предоставление актуальных личных данных.

Следует также понимать, что подобные ограничения не только будут бить по мошенникам, но и коснутся законопослушных обывателей. Причина очевидна: большинство граждан попросту забывает уведомить своего поставщика связи об изменении паспортных данных. Кроме того, не стоит исключать и ошибку при составлении договора об оказании услуг – когда сотрудник компании, например, всего одну цифру не ту ставит.

Где и как подтвердить запрашиваемые данные?

Рассмотрим способы подтверждения личных сведений и некоторые нюансы в связи с решением этой проблемы.

Общий порядок действий

На выбор абонента есть три способа решить вопрос, когда просят подтвердить персональные данные.

Визит в салон связи мобильного оператора. Ничего сложного: просто нужно взять паспорт (желательно, но не обязательно – ещё и договор на оказание услуг), явиться с ним в салон и предъявить его сотруднику, который, в свою очередь, проверит соответствие актуальных паспортных данных сведениям из договора и сделает нужные отметки (при необходимости – правки) в системе.

Обращение в мультифункциональный центр. Здесь всё то же, что и с посещением салона связи. Абонент приходит в МФЦ с паспортом (также желательно, но не обязательно – ещё и с договором на оказание услуг мобильным оператором), предъявляет его, данные сверяются с системными, после чего вносятся нужные отметки или правки.

Манипуляции на портале “Госуслуги”. Это самый удобный и быстрый вариант. Нужно:

  • войти в личный аккаунт на сайте своего мобильного оператора и там выбрать опцию подтверждения персональных данных;
  • авторизоваться на сайте lk.gosuslugi.ru (туда Вас перенаправит после совершения действий, описанных в первом пункте) и разрешить обработку информации мобильным оператором.

Примечание 4. Имейте в виду, что иногда случаются ошибки операции, если, например, в договоре на оказание услуг связи и на “Госуслугах” не сходятся какие-либо сведения (серия и номер паспорта – если он в какой-то момент менялся, ФИО – если в соглашение изначально закралась ошибка, т. п.). В этом случае проще прибегнуть к первым двум способам.

Мобильное устройство

Номер оформлен на ребёнка

“Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)” – закон №51-ФЗ от 30.11.1994 г. – гласит, что человек может заключить гражданский договор по достижении возраста 18-ти лет (см. ст. 21 – “Дееспособность гражданина”). При этом в России мобильные операторы продают SIM-карты всем, кто предъявляет паспорт, а этот документ выдаётся в стране с 14-ти лет.

Примечание 5. Закон №51-ФЗ (он же ГК РФ, часть первая) можно изучить на сайте президента России и на официальном интернет-портале правовой информации (переходите по указанным ссылкам для ознакомления с данным нормативно-правовым актом).

Что означает такое положение дел?

Если следовать всем требованиям законодательства, несовершеннолетний абонент, после того как ему пришло сообщение с просьбой уточнить свои паспортные данные, должен прийти в салон связи с родителем или опекуном.

Какие здесь могут быть нюансы:

  1. В зависимости от оператора сама процедура удостоверения номера несовершеннолетнего гражданина может быть платной.
  2. Большое количество SIM-карт оформляется на подростков лишь по мере необходимости и используется временно, а баланс на них не пополняется. Это значит, что номер может в определённый момент уйти в номерной банк из-за продолжительного неиспользования и быть позднее передан другому пользователю.

Что же касается детей младше 14-ти лет (то есть ещё не имеющих паспортов), закон позволяет оформлять номера для них на родителей. Вот как раз таких переоформлений в рамках подтверждения персональных данных подразумевается предсказуемо много.

Номер оформлен на другого человека

Многие российские обыватели привыкли пользоваться каким-либо старым номером, который изначально был оформлен на кого-то из родственников или даже друзей. При этом, на кого именно оформлялся контакт, а также где сам договор на оказание услуг, часто пользователь и не помнит.

Что будет в этом случае?

Тут всё довольно однозначно. Если гражданин не подтвердит данные владельца номера, мобильный оператор даст ещё несколько недель, ограничит при этом функционал связи (например, до возможности принимать входящие звонки) и в итоге отключит её. И закон будет на стороне компании.

После, по прошествии некоторого времени неиспользования (у каждого оператора свои лимиты), номер, как уже было сказано, вернётся в номерной банк. Далее он снова попадёт в оборот, сменит владельца. Это также законодательно не воспрещается.

Меры безопасности при подтверждении личных данных

Как и в любой ситуации, подразумевающей какие-то манипуляции с персональными данными, абоненту при получении запроса от мобильного оператора стоит соблюдать некоторую осторожность.

Служба клиентской поддержки

Следуйте таким правилам:

  1. Не спешите делиться информацией, едва ответив на звонок сотрудника компании – поставщика связи. Следует учитывать, что даже якобы корректный номер, с которого идёт входящий вызов, может оказаться поддельным, и Вы передадите паспортные сведения преступникам. Лучше поблагодарите звонящего за напоминание и скажите, что сами позвоните в службу клиентской поддержки. Затем сбросьте вызов и наберите номер колл-центра Вашего оператора – поинтересуйтесь, нужно ли Вам подавать персональные данные. По телефону мобильные операторы паспортные сведения никогда не запрашивают.
  2. Не отвечайте на SMS, в котором Вас просят подтвердить персональные данные. Даже если в тексте сообщения сказано, что Вы якобы должны отправить ответ в той или иной форме, делать это – опрометчивый поступок. Мобильные операторы никогда не требуют передачи паспортных сведений в SMS.
  3. Не отвечайте на сообщения в социальных сетях и мессенджерах и на электронные письма, даже если они исходят от официальных сообществ мобильных операторов или отправлены с официальных электронных адресов. Мобильные операторы не запрашивают ответ по поводу персональных данных таким образом. А вот мошенников в тех же самых мессенджерах становится всё больше.
  4. Подавайте паспортные сведения только одним из описанных выше способов и никак иначе. Помните, что другие пути не предусмотрены.

Если следовать этому простому руководству, Вы не столкнётесь с хищением критически важной информации и, в то же время, решите вопрос, которому посвящена статья.

Заключение

Если абонент получает от мобильного оператора сообщение, в котором его просят подтвердить персональные данные, следует понимать, что это абсолютно законно со стороны поставщика связи. Компании лишь выполняют требования российского законодательства. Существует закон №126-ФЗ “О связи”, и, согласно его положениям, граждане обязаны предоставить актуальные паспортные сведения. Это нужно как для защиты данных самих абонентов, так и для борьбы с мошенниками. Главное – подтверждать требуемую информацию предусмотренными официально способами: на “Госуслугах”, в мультифункциональных центрах и салонах мобильных операторов.

Оцените статью
Поделитесь публикацией:
Seti-Gid.ru
Добавить комментарий

один × 2 =